Содержание:
В этот важный период развития, когда у ребенка уже сформировались определенные навыки и умения, необходимо направить их течение в нужное русло, чтобы облегчить малышу дальнейшую учёбу в школе и повысить уровень его успеваемости.
Основная подготовка, конечно, проводится с ребёнком в детском саду, многие родители принимают решение дополнительно посещать всевозможные курсы и занятия для дошкольников, некоторые, имеющие свободное время, занимаются с детьми дома.
Это, несомненно, большой плюс, но именно правильная и грамотно «поставленная» подготовка зачастую не проводится, а порой у ребёнка формируется негативное отношение к ещё даже не начавшейся учёбе в школе.
Давайте определим, на какие моменты стоит обратить внимание, чтобы ваш малыш получал полезные и правильные знания.
Каждый ребенок индивидуален в скорости своего развития, одним детям знания даются легко, с другими приходится долго и упорно заниматься.
Не стоит «гнаться» за успехами других детей и предъявлять завышенные требования к своему чаду, этим вы не только оттолкнете стремления ребёнка к знаниям, но и сформируете боязнь совершения ошибок и страх, что родители его не любят, потому что он не такой умный, как его сверстники.
Помните, всему своё время. При правильном подходе и систематических тренировках, ваш малыш постепенно «догонит» своих ровесников и, возможно, даже будет успешнее учиться, чем одноклассники, схватывающие все «на лету».
Поговорите с воспитателями или психологом и определите те области, которые вам с ребёнком нужно «подтянуть» и основной упор в занятиях сделайте именно на них.
Обратите внимание, что если ребёнок не выговаривает некоторые звуки, которые положено чисто произносить в его возрасте, то стоит прибегнуть к профессиональной помощи специалиста и начать посещать логопеда.
Дело в том, что неумение ребёнка правильно воспроизводить при помощи своего артикуляционного аппарата информацию, полученную на слух, сигнализирует о недостаточном развитии тех отделов головного мозга, работа которых впоследствии будет необходимой для успешного обучения в школе.
Обучение лучше проводить в игровой, ненавязчивой форме, дошкольная подготовка все-таки ещё не школа, и лучшими оценками здесь будут желания малыша заниматься и положительные эмоции от достигнутых успехов.
На данном этапе вам важно сформировать у ребёнка устойчивое стремление к получению новых знаний, развить усидчивость и старание.
Какие же существуют занятия для подготовки к школе дома и на что они направлены?
-
Учим отличать буквы от звуков.
Многие родители и даже воспитатели в детских садах не делают различий между буквами и звуками. Это в корне неверно! Ребенок должен понимать, что каждая буква имеет свое название и свой звук, иначе в будущем неизбежны проблемы с чтением.
Если мы видим слово, то нужно произносить название буквы, если мы слышим слово, то мы произносим звук. Поэтому задавайте вопросы корректно, например: «Назови мне первую букву в названии магазина, что ты видишь сейчас?», «На какой звук заканчивается слово мяч?» или «Назови мне слова, которые начинаются на звук «С».
Тренируйте ребенка уметь различать звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки, научите его определять звуки в начале, середине и конце слова.
-
Расширяем словарный запас.
Объясните и закрепите знания малыша об антонимах и синонимах, о качествах предмета: его форме, размерах, цвете и прочих особенностях. Просите ребенка подробно описать тот или иной предмет, например: «Расскажи мне, ёлка — какая?», в ответ вы должны добиться получения нескольких качественных описаний, не только о том, что ёлка зеленая и колючая, но и о том, что она высокая, пушистая, красивая, живая, праздничная и т.д.
Упражняйтесь в использовании множественных чисел слов, а также в правильном употреблении предлогов: над, под, из-за, из под и т.д.
Больше читайте с ребенком, причем различных книг, не зацикливайтесь на одной любимой. Важно, чтобы малыш слышал незнакомые слова и узнавал их значение. Из сказок дети черпают новые знания о профессиях, родственных связях, о качествах и эмоциях персонажей, о хороших и плохих поступках, о чувстве долга и ответственности и многом другом.
-
Тренируем память.
Разучивайте с ребёнком стихотворения, развивайте его артистизм и умение передавать различные чувства с помощью слов и интонаций.
Особое внимание уделите навыкам рассказа и пересказа. Малыш должен уметь в нескольких предложениях воспроизвести основные события сказки или мультфильма. Чаще просите его, чтобы он рассказал, что интересного было в садике, что вкусного давали на обед или какие впечатления на него произвело то или иное событие.
Очень полезным для тренировки мышления и логики является занятия на составление ребёнком рассказа по карточкам с рисунками, где последовательной цепочкой изображено какое-либо действие, совершаемое персонажем картинки.
Важный момент — приучайте детей в процессе обучения давать полные, развёрнутые ответы на ваши вопросы.
-
Развиваем математические способности.
Дошкольник должен уметь вести счёт в прямом и обратном направлении минимум до десяти. Понимать значения таких величин как: целое, половина, треть и четверть, определять большее или меньшее количество предметов, знать и уметь чертить по клеткам основные геометрические фигуры.
Полезным будет решение примеров на сложение и вычитание, на увеличение или уменьшение числа на определенное количество, на вставку пропущенных знаков (больше, меньше или равно), а также на проверку им ошибок, специально допущенных вами в примерах.
-
Тренируем мелкую моторику.
Для тренировки рук и пальчиков ребенка полезны любые занятия творчеством: аппликация, лепка, рисование, несложная вышивка, поделки, созданные своими руками, а также самостоятельное одевание-раздевание и завязка шнурков.
Не стоит заставлять ребенка заполнять школьные прописи, стараясь отточить навыки письма и ровного почерка. Даже если ваш малыш умеет читать, то ему сложно будет воспринимать рукописный текст, он может путаться в буквах и правильном их написании.
На первоначальном этапе обучения письму вашей задачей является подготовка и тренировка руки и пальцев ребёнка, навык правильного держания ручки и карандаша. Поэтому в развивающие занятия для дошкольников включаются специальные прописи с воспроизведением по пунктирным линиям различных очертаний предметов, крючков и закорючек, петелек и палочек под наклоном и без.
-
Формируем знания об окружающем мире.
Здесь полёт родительской фантазии не ограничен. Ребёнка можно знакомить с явлениями природы, животным миром и космосом, рассказывать о других странах и языках, о происхождении предметов и многом другом, интересным для вашего чада.
В «стандарт» входит знание детей времен года и их признаков, из каких месяцев они состоят, знание дней недели, времени суток и временных приемов пищи (завтрак, обед, полдник и ужин). Ребёнок должен иметь представление о травоядных и хищных, диких и домашних животных, птицах, насекомых, рыбах и моллюсках.
Отлично, если ваш дошкольник освоит механические «часы» и сможет определять время.
Для общего развития ребенок должен знать свое имя, отчество и фамилию, адрес проживания, название детского сада и своей группы. Уметь отвечать на вопросы о родителях: как их имя отчество, кем и где они работают, есть ли в семье братья и сестры, чем занимаются они.
Как видите, области познаний дошкольника достаточно обширны и требуют сбалансированного развития ребёнка в каждой из них. Поэтому целесообразно подходить к вопросу дошкольной подготовки комплексно. Знания и умения, которые дети получают в детском саду и на курсах предподготовки необходимо закреплять дома.
Не ленитесь, найдите время, силы и терпение для подобных домашних занятий, и в итоге вы сможете гордиться вашим разносторонне развитым, прилежным и успешным учеником!